Судьба, сплетенная с искусством Моя жена – живопись (Л. Брюммер)Одним из главных достижений периода независимости Казахстана является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. 1990-е и 2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Нам, работникам культуры, особенно музейным работникам, был дан шанс привлечь внимание общественности к нем людям, которых история незаслуженно забыла, оставив в забвении на долгие годы. В течение 20 лет сотрудники Джамбулского областного историко-краеведческого музея занимались восстановлением доброго имени репрессированного художника Леонида Владимировича Брюммера, пропагандой и популяризацией его художественного наследия, а это, ни много ни мало, около 1000 больших и малых живописных произведений. Эта коллекция стала первой ласточкой в создании художественного фонда Жамбылского областного историко-краеведческого музея. Нам помогали всем миром. На нашем пути встречались хорошие, отзывчивые люди. Хочется отметить этих людей, т. к. их вклад в восстановлении имени Леонида Брюммера огромен. Первая инстанция, куда обратились сотрудники музея, конечно же, Общество немцев. Первым руководителем был Эвальд Федорович Трейзе, который помог получить копии документов о реабилитации Л. В. Брюммера, установить памятную доску на доме, где жил художник. Затем Общество немцев возглавила Елизавета Владимировна Шеффер, которая прониклась проблемами, которые стояли перед музеем. Нам помогли получить финансовую поддержку. Необходимо было «одеть» в рамки более 800 работ художника. Размеры картин были небольшие, но в совокупности выходила большая сумма. И вот картины, оформленные в деревянные рамочки, получили презентабельный вид, появилась возможность организовывать передвижные выставки. Был издан буклет в 1998 году и каталог в 2009 году. Картины Леонида Владимировича стали выездными. Первая выставка прошла в г. Костанай на Республиканской научно-практической конференции в 1996 году, затем в Алматы в доме Дружбы, в 1998 году был озвучен доклад о творчестве Леонида Брюммера на Международной научно-практической конференции «Культура немцев Казахстана». Доклад был включен в общий сборник и напечатан в Республиканской газете «DAZ», издаваемой на двух языках - русском и немецком. Да и нынешняя молодежь не остается в стороне. Так, по их инициативе, при поддержке Посольства Германии в Казахстане, Управления внутренних дел Германии, Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение», Общества немцев Жамбылской области был создан электронный каталог всей художественной коллекции Леонида Владимировича фон Брюммера, почти 200 страниц. Леонид Владимирович всю жизнь мечтал о картинной галерее в городе, где могли бы выставлять свои работы художники. Благодаря Леониду Владимировичу, его дружбе с известным журналистом, корреспондентом КазТАГ Чегаевым, в 1973 году, уже после смерти художника в Джамбуле был открыт выставочный зал. О музее Леонид Владимирович, наверное, и не мечтал. В 2002 году, к празднованию 2000-летнего юбилея древнего города Тараз, в музейном комплексе был открыт еще один - художественный музей Леонида Владимировича Брюммера. С художественным наследием Леонида Владимировича Брюммера смогли познакомиться жители Кзыл-Орды, Семипалатинска, Павлодара, Шымкента, Астаны, Костаная, Талдыкургана. Несколько раз передвижная выставка художника проходила в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, в 2015 году Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение» в Центральном государственном музее РК организовали выставку творчества немецких художников. Гости мероприятия смогли познакомиться с картинами немецких художников Казахстана из Карагандинского художественного музея и Жамбылского областного историко-краеведческого музея. На сегодняшний день, на мой взгляд, это самый лучший проект. В знак уважения и памяти Леонида Владимировича его имя внесено в «Антологию искусств Казахстана», наряду с другими известными казахстанскими художниками. Дважды, в 2003 и 2010 году, в частной галерее «ARK» передвижная выставка картин Л. Брюммера участвовала в проекте «Художники провинции». Целью проекта было сделать популярными забытых мастеров, доказав своими экспозициями, что в искусстве нет провинции, но есть понятие таланта, а оно – вне географии.
Леонид Владимирович Брюммер (1889 − 1971 гг.) Творчество Леонида Владимировича, репрессированного художника, попавшего под геноцид сталинского времени, оказало определенное влияние на художественный процесс 50-70-х годов двадцатого века в Джамбуле. Леонид Владимирович Брюммер принадлежит к числу талантливых мастеров изобразительного искусства советской эпохи, оставивших свой собственный неповторимый след в истории культуры нашей страны. В своем творчестве Л. В. Брюммер обратился лишь к одному виду искусства – живописи. Персональных выставок при жизни не было, монографий нет, количество специальных статей можно пересчитать по пальцам одной руки. Ранние этапы творчества Брюммера нам почти не известны, т. к. о них не сохранились сколько-нибудь конкретных сведений. Леонид Владимирович родился в 1889 году в г. Херсоне. В детстве он любил рисовать. В отличие от многих своих сверстников предпочитал не копировать картины известных художников, а изображать живую натуру. Его особенно привлекала украинская природа с ее пышной зеленью, чистым голубым небом. Вместе с жившим рядом художником Осмоловым, он ходил писать этюды к Днепру, пытаясь запечатлеть его величавое течение, красивые берега с золотистыми пляжами, утренние зори над рекой. По окончании гимназии в 1910 году Л. Брюммер поступил в Киевское художественное училище. Его приняли в класс натюрморта. Ф. Г. Кричевский, старший преподаватель училища, среди всех своих учеников выделял своеобразный талант молодого Брюммера. В 1915 году он с отличием закончил училище и по рекомендации учителя поехал поступать в Петроградскую Академию художеств. В столицу Леонид Брюммер взял несколько студенческих работ. В одной из них, называющейся «Дача. Ранняя весна», кисть художника очень тонко передала краски пробуждающейся природы. Эту работу он показал профессору Академии художеств Н. Н. Дубовскому. Отзыв крупного мастера, мастистого художника, оказался во многом неожиданным и весьма лестным для молодого начинающегося живописца: «Ни я, ни Академия ничего не сможем Вам дать. У Вас, молодой человек, редкий глаз, отличное чувство красок и колорита. Осталось Вам налечь на рисунок, дело это наживное». В течение полугода, почти ежедневно, Леонид Владимирович посещал Эрмитаж и тщательно рассматривал там полотна Веласкеса, Рубенса, Рембрандта, очаровавшие его глубиной выраженных в них мыслей и чувств, отточенным мастерством. Не имея средств продолжать обучение в столице, он в начале 20-х годов ХХ в. возвратился в Киев и сразу вошел в круг молодых художников. В Киеве он много работал, его работы экспонировались на выставках изящных искусств. Об этом свидетельствуют многочисленные каталоги и буклеты с его участием, которые он бережно хранил в течение всей своей жизни и передал вместе с богатой библиотекой по искусству в областной музей. Начало 30-х годов было ознаменовано небывалым расцветом творческих сил художника. В это время он живет в Кабардино-Балкарии в городе Нальчик. На его полотнах запечатлены виды Кавказа. Из кавказского цикла его художественных работ трудно выделить лучшую, но больше всего привлекает взор картина «Баксанское ущелье», запечатлевшая знойный полдень позднего лета. На ней представлена панорама одного из красивейших уголков Кавказа: бурным потоком через камни и пороги течет горная река. Возникает ощущение, что слышишь гул ее стремительного течения. На втором плане – мост, по которому движется всадник. Рядом видны небольшие жилые строения, высоко в небо устремились деревья. Вдали раскинулись скошенные луга, со стогами сена. И, наконец, на заднем плане торжественно замерли, окутанные голубой дымкой, величественные Кавказские горы. Вся картина пронизана светом. Художник мастерски передает перспективу. Мы не видим двухмерности в изображении пейзажа, невольно проникаем в глубь картины, реально ощущаем пространство. В таких произведениях, а их очень много, раскрывается душа человека, страстно влюбленного в природу. До депортации в Казахстан художник жил в разных регионах страны, и поэтому природа Украины, Крыма и Кавказа широко присутствует на полотнах живописца. Он буквально «исписал» Крым, где прожил многие годы. Л. Брюммер запечатлел плещущиеся кружева морской пены, вид на Ялту, кипарисовые рощи, парки Массандры. 7 февраля 1937 года Брюммер вступил в Союз художников СССР. О признании его мастерства свидетельствует тот факт, что в 1940 году он был приглашен в Москву для участия в выставке «Художники старшего поколения», каталог этой выставки хранится в фондах музея. В августе 1941 года Леонид Брюммер и его брат Владимир в числе прочих немцев, проживавших в европейской части СССР, были принудительно депортированы в Казахстан. В документах личного архивного фонда художника-херсонца Георгия Васильевича Курнакова, личного друга Леонида Владимировича, хранятся письма последнего, начиная с конца 20-х годов до 1965 года. В одном из них, датированном 1945 годом, Л. Брюммер пишет другу о причинах высылки из Кабардино-Балкарии в Казахстан: «Переселили сюда всех немцев, переселили и меня, так как по паспорту я немец…. Мать моя француженка, а родной язык – русский ….». Война забросила Леонида Владимировича в Павлодарское Прииртышье. Здесь он попытался более углубленно осмыслить свое творчество и сформулировать свое жизненное кредо. Несмотря на тяготы жизни, художник по-прежнему был полон желания писать. «Писать ради писания – печальный результат. Хочется передавать тончайшие оттенки природы в простом мотиве: скошенное поле, степь (стерня); нахмарило; вдали дождь; небо и земля. Нет рисуночного сюжета. Весь сюжет во внутреннем содержании, трудном моменте природы…» - писал Л. Брюммер. Через изображение природы он стремился передать свои чувства, переживания. Если в полотнах до 1940 года присутствует яркое солнце, кипение цветов, кружева моря, - оптимистический настрой многих его картин, то в павлодарской серии – ветер, низкие густые тучи, дождь, неброские, полевые, степные цветы. Но, несмотря на свое гнетущее психологическое состояние, он, как художник, не позволяет себе быть небрежным в творчестве. «Степную серию я хочу серьезно разработать со всеми тончайшими оттенками состояния природы, так сказать 4 «психологический пейзаж». Работа идет от сердца, «по чутью» - писал Л. Брюммер в военные годы. Большое внимание в это время он стал уделять портрету. Художник пишет целую галерею простых людей казахстанской земли, это механизаторы, плотники, конюхи, рыбаки, дети - все те, на чьих плечах в то тяжелое время держалось сельское хозяйство страны. В этот период им написана серия картин на тему: «Полевые цветы Прииртышья». На кусках картона, обложках книг, фотобумаге, почтовых открытках, клеенке, фанере Леонид Владимирович нарисовал неповторимые пейзажи казахской степи с пестрым ковром цветов, качающимся на ветру ковылем и улетающими на юг журавлиными клиньями. Не имея денег на покупку холстов или другого материала, он рисовал иногда на обеих сторонах бумаги или картона. В коллекции музея есть семь необычных картин - они с «двойным лицом», то есть на обратной стороне этих полотен написаны другие сюжеты. Они тоже оформлены в рамы и просматриваются с двух сторон (каждому из них присвоен музейный инвентарный номер). Леонид Владимирович Брюммер, как и большинство творческих талантливых людей, живущих своей особой, не понятной простым обывателям, жизнью, оказался не приспособлен к суровой действительности: жил в одиночестве в полуразрушенной хибарке, голодал и мерз, меняя вещи и продукты на бесценный для него тюбик довоенной краски, создавая картины, без которых просто не мыслил своей жизни. «На днях я не утерпел и начал писать иней с натуры, холодно изрядно! Тогда я приспособился так: поставил мольберт, перед ним табуретку, на табуретку примус, чтоб он не тух, загородил куском жести. Примус греет и холст на мольберте, и палитру в руках, и можно писать», - так описывал процесс творчества в одном из писем своему другу-херсонцу В. Г. Курнакову. В сущности ничего не изменилось в жизни художника и после войны: «Переехать на родину, в Херсон, я смогу, когда будет разрешено. Я ведь сослан сюда как немец. Мне очень хотелось бы приехать в Херсон, работать с тобой. Устроить выставку, хорошо бы передвижную – в Николаеве, в Одессе, а потом и в Киеве…». Уже на склоне лет, в 1955 году Л. Брюммер переселился в Джамбул. Рассматривая на его полотнах те или иные виды города, многие посетители музея впервые начинают замечать, как они красивы («Площадь в Джамбуле», «Пробуждение», «Ранняя весна», «Персик зацвел», «Мавзолей Карахана»). В этой способности открывать людям новые грани природы, по-новому видеть родной край, заставлять человека почувствовать его красоту и заключается огромная сила таланта пейзажиста. Рука об руку со ссыльным живописцем прошел по жизни его брат Владимир, заботясь о нем и помогая. Куда бы не забрасывала братьев судьба, они оба думали не столько о себе, сколько о картинах и о большой библиотеке по искусству, которую собирали вместе более полувека. Книги Л. Брюммера знакомят с литературными предпочтениями художника, его личными пристрастиями и увлечениями. Они много рассказывают нам о 5 человеке, посвятившим свою жизнь искусству. Брюммер на протяжении всей своей жизни собирал книги, изучал их, на страницах многих из них мы можем увидеть строки, подчеркнутые его рукой, записи, сделанные на полях. В музее хранятся 36 книг и 17 каталогов дореволюционных изданий, представляющие наибольшую ценность. Личная библиотека художника является первой книжной коллекцией в фонде редких книг областного музея. Бескорыстных и скромных братьев Брюммер в Джамбуле (Тараз) знали многие люди. Леонида Владимировича можно было часто видеть с большим зонтом и этюдником то на площади им. Ленина или где-нибудь на берегу речки Карасу. Квартиру художника, увешанную десятками полотен, охотно посещали многие джамбульцы. Картины Леонида Брюммера выставлялись на 40 выставках, десятки его полотен украшают музеи и картинные галереи Кавказа и Крыма, Украины и Казахстана. Он был бессменным членом жюри на многих областных и городских выставках, имел звание старшего художника области. Его произведения, начиная с 1903 года, включены во многие каталоги выставок бывшего СССР. Все свое достояние братья Брюммеры передали в дар городу: около 1000 больших и малых картин и этюдов руки самого маэстро, коллекцию картин других художников, подаренных Леониду Брюммеру в разное время, среди которых этюды Курнакова, Гнеденко, Коновалюка, Акопова и других; библиотеку по искусству и неоконченную картину (вид 1-го микрорайона, где жил художник), начатую незадолго до смерти. Умер Леонид Владимирович Брюммер 1 ноября 1971 года в доме престарелых в возрасте 82 лет. Место захоронения неизвестно, могила не найдена. Материал, который используется в Интернете, печатается в СМИ, собран сотрудниками музея. Те немногие сведения о художнике, которые были известны сотрудникам музея, не могли использоваться в достаточной степени, чтобы рассказать о трагической судьбе талантливого художника. С целью узнать побольше о художнике, пополнить его автобиографические данные, узнать о его семье, родителях, образовании, нами были отправлены письменные запросы в музеи и архивы городов: Ялты, Симферополя, Ст. Крыма, Орла, Полтавы, Херсона, Киева, Нальчика, Павлодара и других, где работал и жил Л. Брюммер. Многие музеи и архивы ответили однозначно: ничего нет. Только в фондах Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарской АССР выявлены следующие документы: - вырезки из газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария» за 19391940 гг. О выставках изобразительного искусства, где Л. В. Брюммер назван в числе профессиональных художников; - удостоверение, выданное 7 сентября 1940 г. Историко-краеведческим музеем КБА ССР художникам Л. Брюммеру и М. А. Вайнаху, на создание для музея картины «Старая и новая деревня»; - афиша первой передвижной выставки художников КБА ССР за 1941 г., где Брюммер назван в числе участников выставки; - каталог Нальчикского музея изобразительных искусств, изданный в 1964 г., где описаны 10 работ Леонида Брюммера, созданные им в 1926-1937 гг. Исчерпывающую и подробную информацию о художнике сообщила сотрудница Херсонского областного архива Зоря Орлова, которая в этот момент оформляла выставку архивного материала о Леониде Брюммере. Согласно представленным архивным сведениям, род Брюммеров, или точнее, фон Брюммеров, был тесно связан родственными узами с французскими эмигрантами Вадонами, основателями первого чугунно-литейного завода и корабельной верфи в г. Херсоне. Мать Леонида Брюммера являлась дочерью Луизы и Эжена (Евгения) Гутьеров, в девичестве – Мария Евгеньевна (Мари) Гутьер – француженка. Отец - сын Жозефины Вадон и Александра фон Брюммера – Владимир Александрович фон Брюммер. В письмах из ссылки, датированных 1945 г., Леонид Владимирович сообщает Курнакову В.Г. о причинах высылки из КБА ССР из г. Нальчика, а также из писем известно, где жил и работал художник до ссылки в Казахстан. Конечно, это было огромным пополнением автобиографических данных о художнике. - май-июль 1919 г. – художественная секция Наркомвоена, г. Киев; - декабрь 1920 - февраль 1921 гг. - сотрудник секции охраны старины и музеев, г. Ялта; - с февраля 1921 по 1922 гг. – сотрудник по декоративно-плакатной работе и руководитель мастерской государственных свободных художественных мастерских в г. Ялта; - 1931-1934 гг. – фотограф-ретушер районной газеты «Борьба» в г. Старый Крым; - с 1934 по 1936 гг. – художник-фотограф Орловского опорного пункта НИИ им. Мичурина в г. Орел; - с 1938 по 1939 гг. работал по договору над 10 картинами для гостиницы «Турист» в г. Нальчике; - с 1940 по 1941 гг. – руководитель студии в Кабардино-Балкарии; - с 1943 г. - в совхозе Джел-Кудук Павлодарской области, Казахстан, в должности художника. В документах, хранящихся в фонде Г. В. Курнакова, имеются письма жены Леонида Владимировича к Курнакову и его жене Надежде Тихоновне, в основном из Старого Крыма, за 1933-1935 гг. и из города Орла за 1936-1937 гг. Под текстами писем имеются подписи «М» (Рауд) и росчерк. Отсюда стало известно, что художник был женат. В некоторых письмах Л. Брюммер упоминает свою жену Марию Ивановну и сообщает, что она умерла в 1940 году в Нальчике. В одном из писем в 1936 году Мария Ивановна пишет, что прожили они с Леонидом Владимировичем 25 лет, т.е. повенчались, видимо, приблизительно в 1910-1911 гг. Никаких других подробных сведений о Марии Ивановне Рауд не удалось выяснить. В Херсоне живут отдаленные родственники Леонида Брюммера: В. А. Хмель и В. Гитальчук, а в Одессе – последний представитель рода Вадонов – Борис Евгеньевич Вадон. В 70-х годах ХХ в. в г. Джамбул, проездом из Италии, к Леониду Владимировичу приезжал его племянник Александр Бабаджан. По воспоминаниям Ларисы Ивановны Щукиной, работавшей в те годы секретарем горисполкома, ей было дано задание посмотреть лично, как живет художник Леонид Владимирович Брюммер: «К нему едет племянник из Италии. Проверьте бытовые условия и не опростоволосьтесь перед иностранцем!» Квартира находилась в 1-ом микрорайоне. Кругом только картины. Из мебели - железная кровать, табуретка и стол. Леонид Владимирович был уже в возрасте, почти не вставал с постели. Чтобы как-то привести жилище в надлежащий вид, заменили постельное белье, постелили скатерть на стол, принесли несколько стульев. Приехал племянник художника, Александр Бабаджан, специально проведать дядю, проездом через Ташкент. Пробыл недолго: часа два, таким временем он располагал. Александр Бабаджан был одним из ближайших родственников Брюммеров по материнской линии. Это был последний из родных, кто общался с Леонидом Владимировичем. Умер Александр Бабаджан в 2000 годах в Риме. Об этих фактах мы узнали из письма Александра Адольфовича Хмеля. Дальний родственник Леонида Владимировича, херсонский краевед, исследователь корней старинного французского рода Вадон, к которому принадлежал Леонид Владимирович фон Брюммер. Картины Леонида Владимировича Брюммера несут в себе самую позитивную энергию, вызывают только приятные эмоции, понятные каждому зрителю. Они созданы душой и сердцем доброго человека и талантливого художника, настоящего Мастера. Вот как писала Херсонская газета «Юг» от 23 апреля 1913 года в статье, посвященной 5-ой выставке картин «…. Г-н Брюммер художник такого типа, у которого нет незаконченного аккорда. Это художник настроения не случайного, не странного, а наоборот, плотно слиянного с природой, только ею одной подсказанного. По натуре нежный, меланхоличный и потому отзывчивый не столько на общее и сильное в природе, сколько именно на ее нюансы, на то, что не кричит о себе, а скромно прячется в полутонах и там поет свою тихую, нежную, еле уловимую, почти недосказанную мелодию! Художник, уделяющий свое любовное внимание даже недосказанному и так чутко и правдиво, г-н Брюммер – художник вполне уже законченный, ясно и определенно высказывающийся и в этом отношении почти единственный у нас из тех, о которых стоит призадуматься». Это и есть признание таланта молодого художника! Ему было только 24 года. Журналисты как-то спросили у Е. В. Малиновской, директора галереи «ARK», кандидата искусствоведения, впервые дважды организовавшей выставку картин Леонида Брюммера из государственного музея в частной галерее: почему Брюммер не озлобился? На что Елизавета Владимировна дала исчерпывающий ответ: «…он был хорошо и тонко воспитан и все дело в породе». Именно это определение подходит ко всему творчеству Леонида Владимировича фон Брюммера. Художник оставил после себя богатое художественное наследие, которое будет бережно передаваться из поколения в поколение. И потомки будут учиться на его картинах любви к природе, родному краю, к людям, которые живут рядом. Какие бы эпитеты мы не применяли в отношении наследия и личности Л. В. Брюммера, их будет недостаточно, чтобы передать все безграничное душевное богатство художника, чей талант будет восхищать людей еще не одно столетие. Сделано немало, а предстоит еще больше. Необходимо выпустить красочный альбом художественной коллекции Леонида Брюммера, снять документальный фильм, назвать в честь художника одну из улиц в городе Таразе, учредить премию его имени для самых талантливых художников и студентов художественных факультетов вузов города.
Литература:
Э. Р. Дильдебаева,ветеран Джамбулского областного историко-краеведческого музея г. Тараз |