Судьба человека и страны.

Судьба человека и страны всегда связаны неразрывно. В истории огромной страны миллионы судеб могут иметь совершенно разные значения и величины, но они навсегда вписаны в ту книгу времен, из которой складывается наш сегодняшний день и наше будущее. И еще в каждой судьбе бывают особенные, мистические случаи…

Мой отец – Копылов Николай Иванович встретил войну санинструктором в составе 10 стрелкового корпуса, в августе 1941 года был ранен в уличных боях в Таллине и эвакуирован в Кронштадт на транспорте «Казахстан». Что может скрываться за скупой строчкой военной судьбы солдата Великой Отечественной войны, я узнал много лет спустя. Я помню, как подростком принес из библиотеки книгу «Краснознаменный Балтийский флот в Великой отечественной войне 1941-1945 год».  В ней было всего три строчки о подвиге транспорта «Казахстан», и я впервые увидел слезы в глазах отца… «Транспорт «Казахстан», подожженный и лишенный хода в течение дня всего дня подвергался ожесточенным атакам воздушных пиратов, сбросивших на него свыше 100 бомб. Благодаря самоотверженной борьбе личного состава за живучесть пожар на транспорте был потушен, повреждения устранены, и «Казахстан» через несколько дней до Кронштадта».

 

Он не любил рассказывать о войне, может быть потому, что у мальчишек первый вопрос всегда был один: «Папа, а сколько ты фашистов убил?» Поэтому подробно я узнал о судьбе транспорта «Казахстан» уже в эпоху интернета.
 «…Вдруг раздались два оглушительных взрыва. Бомбы попали в район капитанского мостика. Были «убиты» капитан судна, его помощник и около 20 пассажиров. Огонь начал быстро распространяться по судну. Людей охватила паника. Поступила команда освободить палубу. Масса людей стала прыгать в воду… 

Оставшиеся бросились тушить пожар и выбрасывать за борт снаряды. Транспорт подавал тревожные гудки, зовя на помощь, но корабли каравана уходили вдаль. Только два катера подошли к борту, забрали несколько раненых и ушли. Транспорт остался один в море, объятый пламенем Люди стояли на палубе, плотно прижавшись друг к другу…

Какие нервы нужно иметь, чтобы вынести все это? Чтобы дать понять, что корабль гибнет, стали сжигать в касках куски одеял и одежды. Однако эта маскировка давала мало эффекта, и немец терзал «Казахстан» до самой ночи. Страшно хотелось пить. Утоляли жажду глотками морской воды. «Казахстан» остался без командира, его спасали сами пассажиры и остатки команды…

Вот так «Казахстан» спас жизнь моего отца и, наверное, не случайно в 1956 году его направили   работать именно в Казахскую ССР в город Джамбул, где он и проработал до последнего дня своей жизни. Пожалуй, что он сделал все, что мог сделать человек его поколения: защитить Родину, построить город, родить сыновей, посадить сад… Они были уверены в том, что покончили с фашизмом навсегда…. Нет, они не ошибались, это мы послевоенные поколения под разговорцы о том, что и воевали отцы воевали дескать, не так и «трупами завалили», под усмешечки, шуточки и анекдотцы воскресили коричневую чуму на Украине! Благо еще, что Казахстан не Украина и, что есть еще политическая воля и политическая память, позволяющая нам отсидеться в надежде, что все сделают без нас. Не выйдет! Никто не сделает, кроме нас самих… Впереди светлый праздник Победы, и он должен пройти под тем же лозунгом, что и в годы войны «Фашизм не пройдет! Победа будет за нами!»

Сергей Копылов