Как подать жалобу уполномоченному по правам человека в Республике Казахстан?

КТО ТАКОЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА?

Уполномоченный по правам человека в Республики Казахстан (далее – Уполномоченный) назначается Президентом Республики Казахстан, является независимым должностным лицом. Любое незаконное вмешательство в его деятельность не допускается.
Уполномоченный осуществляет наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и в пределах своей компетенции принимает меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В ЧЕМ СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО?
Не ограничивая компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека в соответствии с законодательством Республики Казахстан, Уполномоченный рассматривает жалобы в случаях, по его мнению, было допущено нарушение прав человека.
Кроме того, Уполномоченный
- принимает участие в совершенствовании законодательства Республики Казахстан, направленного на защиту прав и свобод человека, приведении его в соответствие с международными стандартами;
- осуществляет иную деятельность в сфере защиты прав и свобод человека.


КТО МОЖЕТ ОБРАТИТЬСЯ К УП

 

ОЛНОМОЧЕННОМУ?
Граждане Республики Казахстан, а также иностранцы и лица без гражданства.


В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ?

Вы можете обратиться с жалобой на действия (бездействия) или решения должностных лиц и организаций, которые на Ваш взгляд, привели к нарушению Ваших прав либо прав других лиц, гарантированных Конституцией, законодательными актами и международными договорами Республики Казахстан.


ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, наделенные в установленном законом порядке правом издавать от имени государства или его органов юридически значимые акты или обладающие распорядительными полномочиями, либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в:
- государственных органах  и органах местного самоуправления;
- Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ И ИНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

-центральные и местные государственные органы и органы местного самоуправления.
- юридические лица со стопроцентным участием государства.


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ НЕ РАСМАТРИВАЕТ ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ  И РЕШЕНИЯ:
- Президента Республики Казахстан;
- Парламента Республики Казахстан и его депутатов;
- Правительства Республики Казахстан;
- Конституционного Совета Республики Казахстан;
- Генерального Прокурора Республики Казахстан;
-Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;
- судов  Республики Казахстан;
- физических лиц;


КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ ОБЖАЛОВАТЬ?
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ С ЖАЛОБОЙ НА:
- отказ в удовлетворении Ваших законных требований;
- невыполнение действий, входящих в служебные обязанности (непредоставление государственных услуг согласно Реестру государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам и др.);
- необоснованное принятие решения;
-другие действия  (бездействие) и решения должностных лиц и организаций ведущие к нарушению Ваших конституционных прав.


ВМЕСТЕ С ТЕМ, ЖАЛОБА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАССМОТРЕНА УПОЛНОМОЧЕННЫМ, ЕСЛИ:
- в жалобы не указаны фамилия, имя, отчество заявителя, нет данных о месте жительства, работы или учебы, отсутствует подпись;
- к жалобе не приложены документальные доказательства, подтверждающие изложенные заявителем факты;
- порядок рассмотрения поставленного в жалобе вопроса установлен действующим законодательством (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, административным и др.);
- дело находится на стадии рассмотрения в суде;
- по существу жалобы состоялось судебное решение;
- ранее жалоба рассматривалась Уполномоченным  и заявитель не приводит

 

новые доводы и вновь открывшиеся обстоятельства;
- обращение касается разрешения хозяйственных споров между юридическими лицами, юридическим и физическим лицом;
- жалоба не обоснована и не мотивирована;
- жалоба неясного содержания;


ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный изучает ее, направляет запросы в соответствующие государственные органы или организации для получения необходимых сведений. При необходимости Уполномоченный может привлечь экспертов и специалистов в той или иной сфере.
Жалоба и имя заявителя могут не доводиться до сведения должностного лица, действия которого обжалует заявитель.


ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МОЖЕТ:
- направить должностным лицам или организациям рекомендации для принятия мер по восстановлению нарушенных прав заявителя;
- внести предложение в соответствующий государственный орган или организацию о привлечении к ответственности лиц, нарушивших права заявителя;
- разъяснить способы и средства, которые заявитель вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать обращение в надлежащие органы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ НЕ МОЖЕТ:
- пересматривать или отменять решения государственных и судебных органов;
-представлять интересы заявителя в судебных органах;
- оказывать юридическую помощь;


КАК ПОДАЕТСЯ ОБРАЩЕНИЕ?
Жалоба направляется на имя Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в письменном виде заявителем или его законным представителем, на государственном или русском языках, в произвольной форме, и должна содержать сведения о фамилии, имени, отчестве и месте жительства или работы.
Жалоба Уполномоченному может быть подана лично заявителем либо направлена по почте, в т.ч. по электронной.


ЖАЛОБА ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ:

Фамилия, имя, отчество должностного лица или наименование государственного органа или организации, допустивших, на взгляд заявителя, нарушение его прав.
Какое именно действие (бездействие), по мнению заявителя,  привело к нарушению его права;
О рассмотрении вопроса обращения в суде или другом уполномоченном государственном органе, с приложением копий принятых решений.


КУДА ВЫ МОЖЕТЕ НАПРАВИТЬ СВОЕ ОБРАЩЕНИЕ  ИЛИ ПРИЙТИ НА ПРИЕМ?
Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан и его аппарат – Национальный центр по правам человека находятся по адресу:

010000, Республика Казахстан,
г.Астана, Левый берег, ул. Орынбор,8
Дом министерств, 15 подъезд
Телефон: +7 (7172) 74 01 69
Факс: +7 (7172) 74 05 48
e-mail: http://ombudsman@ombudsman.kz
www.ombudsman.kz 

Прием граждан проводится каждую неделю со вторника по пятницу с 10.00 до 16.00 часов.
Перерыв на обед с 13.00 до 14.30 часов.

Данная памятка разработана аппаратом Уполномоченного по правам человека в Республике  Казахстан.