Отчет по языковым проектам – 2020

В формировании каждой этнической культуры важную роль играет язык этноса. В силу исторических, политических, демографических причин языковая ассимиляция затронула все возрастные группы и социальные слои этнических немцев Казахстана.

В Жамбылской области на сегодняшний день проживают 4 346 немцев. Лишь малый процент из них может общаться на бытовые темы, умеет писать на немецком языке и понимает разговорную речь. Вопрос сохранения немецкого языка является на сегодняшний день приоритетным. Постепенно возрастает осознанный интерес и потребность в сохранении и передаче языка и культуры в семье. У большей части немецкого населения Казахстана в Германии проживают близкие родственники, с ними налажено тесное общение. Именно фактор родственных связей является моментом в стремлении овладения немецким языком. Молодое поколение стремится выучить немецкий язык, чтобы иметь возможность получить образование в немецкоязычных странах.

Чтобы немецкий язык оставался основой и гарантом сохранения и воспроизводства немецкой культуры для этнических немцев Жамбылской области в рамках проекта в 3 населенных пунктах (с охватом близлежащих): г. Тараз, г. Шу, с. Гродеково были проведены языковые курсы для детей/подростков, молодежи, взрослых и сеньоров.

2020 год мы начали ставшим уже традиционным интенсивным курсом немецкого языка для педагогов проекта. В течение недели учителя прилежно расширяли, углубляли и совершенствовали свои знания. Курс включал в себя и различные методические новшества, игры и тестовые задания.  В проекте приняли участие педагоги всей области, задействованные на наших курсах.

Но не только совершенствованием языковых компетенций занимались наши учителя. После обеда с помощью нашего волонтера Лилией Евгеньевной Панкратовой мы постигали компьютерную грумоту. Время диктует свои законы. Сегодня умение работать в разничных программах прото необходимо. И по нашей просьбе руководство общество немцев помогло учеителям закрыть многие проблемные вопросы. Мы очень надеемся, что такой проект станет регулярным.

А затем стартовали сами курсы. Языковая раота охватывает г. Тараз (5 взрослых и одна детско – подростковая группы). Г. Шу ( 2 смешанные группы), с.Гродеково (1 детсво- подростковая группа) и в первом квартале курс немецкого языка провдился в с.Бауржан Момыш улы. В первом квартале проекте приняли участие 237 благополучателей.

Работа ведется по различным современным учебникам, группы в городе разделены на уровни от начинающей до А2 во второй половине дня и по вечерам. Детская группа занимается до обеда.

Во втором квартале в проект были внесены коррективы. В связи с ситуацией курсы немецкого языка проводились дистанционно. Учителя и сами участники овладевали платформой Zoom. Новая форма работы имела и свои преимущества: экономия времени на дорогу, возможность приобщиться к курсам всем членам семьи – это, безусловно, плюсы. Сложнее пришлось тем, у кого не было технической возможности выходить на связь. Наши педагоги максимально поддерживали всех и каждого слушателя: высылали индивидуальные задания, созванивались с теми, кто почему-то «не был» на уроке, готовили материал на бумажном носителе, объясняли и подсказывали, что нужно сделать, куда кликнуть, как пользоваться отдельными функциями. Во втором квартале в проекте приняло участие 130 человек.

В третьем квартале в  период введения карантина 4 группы по согласованию со слушателями и педагогами были переведены на дистанционное обучение. Занятия в здании общества немцев проводились с учетом соблюдения всех санитарных норм: слушатели сидели в шахматном порядке с соблюдением дистанции, маски, санитайзеры, кварцевание кабинетов и обработка рабочих поверхностей, утилизация масок и перчаток, занятия в детско-подростковой группе проводились во дворе, на свежем воздухе.

Три педагога и методист проекта приняли участие в 5 республиканских и международных вебинарах дидактико-методического характера для повышения квалификации.

Педагоги, проводившие занятия в дистанционном формате, были обеспечены необходимыми ресурсами, учебными пособиями в электронном формате.

Ежедневно велась связь с участниками проекта на предмет выявления сложностей учебного процесса и совместного поиска решения создавшихся ситуаций. Оказывалась психологическая и волонтерская поддержка заболевшим, одиноким, малоимущим семьям.

Профессионализм учителей, заинтересованность слушателей курсов в изучении немецкого языка позволили каждой заявленной группе достичь запланированного уровня знаний. Всего в проекте приняло участие 134 человека.

В 4 квартале проект был продолжен в контактном режиме, однако появилась возможность принять участие в республиканском языковом курсе. Те, кто не может посещать занятия в офисе, теперь занимаются дистанционно в республиканских группах. И трое наших участников продолжили проект в онлайн – формате.

Вот уже три года мы проводим языковую акадмию вдекабре. И в этом году, не смотря на все трудности этого периода, а, быть может, именно поэтому,  проект был просто необходим. Целая неделя интенсивного курса немецкого языка в сочетании с творческими лабораториями:LaKu, Winterfeste kundebunt, Weihnachtssingen, Weihnachtsbasteln наполнили декабрьские будни рождественским чудом. Участники проекта пели, играли, рисовали, мастерили, соревновались и, конечно, изучали немецкий язык, погружаясь в традиции этнических немцев и Германии.  Сейчас всем не хватает общения и праздника, а такое Sprachcafe  восполнил эту нехватку с лихвой. По окончании проекта все участники обратились с просьбой проводить такие интенсивные курсы ежеквартально.

Только в 4 квартале в языковых проектах приняли участие 170 человек.