Мотивация в работе с детьмиВ обществе немцев я уже 18 лет. Сначала ребенком, а теперь уже педагогом я вхожу в родные кабинеты и жду начала занятий. Пять лет назад, когда я пришла не слушать, а вести уроки, мне казалось, что в обществе немцев творится волшебство.
А как иначе объяснить такую заинтересованность в немецком языке и огромную разницу между привычным стилем преподавания в школе и здесь? Три часа пролетают незаметно в разговорах, в интерактивных занятиях и подвижных играх…. Особое удовольствие мне доставляет работа с детьми. Взрослые будут сидеть и слушать, потому что они знают, зачем они пришли учить язык. Кто-то хочет воссоединиться с семьей, кто-то хочет поступить учиться в Германию, кто-то – для поддержки знаний родного языка. Дети никогда ничего не скрывают, на их лицах всегда можно прочесть, так называемые, субтитры. Я люблю детей за их неподдельную искренность. Если ребенку скучно, он не станет притворяться. Вот пришел Илюша радостный, потому что получил пятерку в школе, а вот голодный Сеня радуется карамельке от учителя, потому что он голодный. А кто-то залезет под стол, потому что проигрывать – грустно... Заставлять ребенка учить язык, по моему мнению, глупо и бесполезно. Моя цель – провести ребенка за руку в мир немецкого языка, чтобы он полюбил его также как я. Создавая на уроке комфортную и поддерживающую атмосферу, мы налаживаем дружеские отношения в рамках установленных правил. Не думаю, что педагог теряет свой авторитет, создавая безопасную учебную среду, а, как раз наоборот, располагает к себе доверие учащихся. Помогая ученикам чувствовать себя уверенным на уроке, давая регулярно обратную связь, хваля за усилия, а не только за результаты, мы способствуем развитию устойчивого интереса у детей к изучаемому предмету и отличным успехам. Помимо этого я стараюсь выбирать интересный и релевантный материал. Чем увлекательнее рассказываешь о Германии, о стереотипах, о немецкой грамматике, тем выше интерес у самих детей. Немаловажно связывать предмет с реальной жизнью, так как если ученики видят практическое применение знаний, это повышает их интерес и мотивацию. Для ребят малого школьного возраста также очень важно использовать все органы чувств на уроке, поэтому все, что можно пощупать, понюхать и посмотреть, они с удовольствием делают.
Один из таких уроков был посвящен в этом квартале кухне этнических немцев, когда ребята знакомились с десертом немецких колонистов – «Буберт». Для того, чтобы максимально вовлечь ребят в процесс, я подготовила увлекательные занятия. Сначала из букв они пытались составить название блюда, затем они предполагали на немецком языке, чем оно является: закуска ли это, десерт или основное блюдо. Но самое веселье началось, когда мы приступили к ингредиентам буберта:
На фото радостная Аня пробует молоко. Оно, как и сахар, яйцо и ванилин, мука – были быстро определены, опробованы и названы. А после даже смешаны! После чего мы познакомились с другими блюдами этнических немцев благодаря Schurumdi и весело поиграли в Postträger. Закрепили полученные знания настольной игрой от Натальи Козловой с блюдами разных народов.
Все темы связываются и с самими детьми. Если сначала мы говорим о том, что готовили поволжские немцы, то в конце урока они уже свободно рассуждают, что они хотели бы попробовать, а что готовят дома и любят покушать. На моих уроках дети говорят о том, что их интересует больше всего – о себе. Рассказывают о своей семье, городе, о родине, о распорядке дня, о своей комнате и лучших друзьях. Моя главная цель – научить говорить детей на немецком языке, сделать язык не целью, а средством общения. Понимать уникальные потребности и интересы каждого ученика, когда ребенок на уроке не фамилия, а личность, тогда и сам он раскрывается, и с радостью идет на урок. Персонализированный подход помогает детям чувствовать себя ценными и значимыми. Еще один ключевой фактор для повышения мотивации – это реалистичные и достижимые цели. Правильно поставить цель урока – это первый шаг на пути достижения высоких результатов. У учащихся должно быть четкое понимание того, чего они хотят достичь и как этого добиться с помощью каждого урока и задания в частности. Интеграция технологий в учебный процесс может сделать обучение нескучным, поэтому важно внедрять интерактивные задания и онлайн-ресурсы на каждом занятиии не забывать про проектную деятельность, которая важна для работы с детьми и подростками. Это помогает ученикам видеть результаты своего труда, и как теория применяется на практике. Самое главное – любить то, что ты делаешь, быть увлеченным своим предметом, все время развиваться и заразить своим интересом учеников, ведь личный пример всегда вдохновляет. Дарья Дамрина, преподаватель кружка DdT„CarpeDiem“ |